|
Стили интерьера
- Конструктивизм
- (1 пол. ХХ века). В дизайне интерьера стилю характерны продуманные
функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные
объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм.
Отсутствие лепного декора. Широко используются встроенные ниши,
подсветки. Мебель
отличается мобильностью и функциональностью.
Бурное, стремительное время на рубеже эпох в начале прошлого века,
время открытий и ошибок, проектов, дерзких экспериментов, крахов и
удач. Эпоха, с сумасшедшей скоростью менявшая жизнь, искусство,
мировоззрение. Рушилось то, что казалось незыблемым, и рождалась новая
эстетика, появились удивительные
люди, талантливые фантазеры - художники, архитекторы, поэты.
Захлебнувшись свежим воздухом перемен, они ринулись воплощать в жизнь
самые невероятные замыслы, проникнутые духом новой эры. Источником
красоты для них стала техника, в ее угловатых контурах искали они новые
формы, источником вдохновения для них были безупречно функционирующие
механизмы, а творческим девизом: "растворить в деле… эстетическую,
эмоциональную сущность искусства". Их манила магия "Черного квадрата".
В архитектуре были сформулированы новые принципы градостроительства:
социальная направленность жилища, его функциональное соответствие самым
необходимым потребностям обитателей, в связи с чем проектируются
малогабаритные "минимальные квартиры". Это сопровождалось внедрением в
жилищное строительство новых конструкций и материалов: монолитного
бетона, металлического каркаса, сборных бетонных конструкций. Были
установлены своего рода нормы "минимализированного благополучия",
которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего и
насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Время рационализма
и утилитаризма принесло и в искусство внутреннего убранства дома
простоту, гармонию и цельность. "Простота - не проста", "меньше -
значит больше" - эти афоризмы Миса ван дер Роэ, талантливого
архитектора XX века, стали сутью интерьера не только 20-30 годов, но и
всего столетия. Ничто лишнее не "цепляет" взгляд, все функционально,
продумано, взвешено. Выверенные пропорции роднят авангардную
архитектуру того времени с классическим зодчеством античности. Простые
и четкие формы, окна от пола до потолка, металл и бетон - дома, похожие
на корабли, плывущие в будущее, а внутри создавался интерьер нового
времени. Внутреннее пространство домов
освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о
взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны
осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких
передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры - все
это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей
эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов
звали в будущее высоких технологий, машинного производства и
футуристических мегаполисов. Школы дизайна, создаваемые в то время
учили создавать не отдельные, пусть и гениальные вещи, а конструировать
обстановку в целом, создавая весь мир окружающих человека предметов.
При этом главным был не внешний вид, а функциональность предметов.
Мебель рассматривалась как "аппарат для сидения", в ее облике
преобладали прямоугольные плоскости и четкие конструкции. Все вещи, спроектированные
конструктивистами - мебель и интерьеры в целом - отличались
максимальной функциональностью и минимальным декором. Орнамент в них
отсутствовал полностью, допускались цветовые акценты - блеск металла,
благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный,
желтый, синий. Эти цвета считались отражением философских и духовных
ценностей эпохи.
Художники-конструктивисты создают новаторские ткани, одежду, посуду, в
которых ясные и простые по форме цветовые пятна в сочетании с четкими
колючими линиями и броским шрифтом создавали характерные для эпохи
вещи-плакаты.
- Техно стиль
- — стиль, которому свойственна особая психология жизни. В дизайне
интерьеров жилых помещений используется не часто, но зато очень
популярен в диско-клубах, ресторанах и т. д. Техно сочетает в себе все
возможности современных технологий и особую атмосферу
светопредставления, иногда даже в ущерб функциональности. В отделке
обязательно присутствует металл, стекло. Стиль, впитавший в себя всю
яркость и экстремальный блеск шоу 80-х.
Провозглашенное конструктивистами господство технического прогресса в
архитектуре, внутреннем убранстве домов, да и во всех сферах жизни, к
которому так стремились бунтари-авангардисты в начале XX столетия, к
концу его несколько потеряло свою привлекательность. Сказалось здесь и
некоторое разочарование людей в бесконечных возможностях технического
прогресса, все более очевидными становились и его негативные
последствия, травмы и опасности.
С другой стороны, стремительное развитие информационных технологий, их
вторжение в повседневную жизнь повлекли за собой существенное изменение
быта и жилых интерьеров. Так в обстановке своеобразной переоценки
ценностей родился стиль техно. Этот стиль, признавая эстетику
технологизма в архитектуре и интерьерах, балансирует на грани, за
которой обнаруживается обратная сторона - почти уродливость. И в этой
обратимости достигается максимальная выразительность, свойственная ему.
Здания и сооружения становятся прозрачными, "исчезающими". Их стены,
изгибающиеся по сложной кривой, смонтированы из листов отражающего
стекла, и многоэтажные здания днем как бы растворяются в воздухе. Но
вечером они светятся изнутри ячейками офисов и квартир.
Архитектура как бы сливается с языком новых технологий - кино,
телевидения и компьютерного моделирования. Используется прием наружных
конструкций, вынесенных за пределы зданий. Их металлический каркас,
покрашенный в яркий цвет, напоминает контуры технических сооружений:
высоковольтных линий, подъемных кранов, корабельной оснастки.
В зданиях техно коммуникации вынесены за стеклянные стены, и все они -
вентилляционные и водопроводные трубы, электрокабели - часто имеют еще
и разную окраску, служа своеобразным декором.
Под стать такой архитектуре и интерьеры: в них по замыслу дизайнеров
создается ощущение техногенной катастрофы, при которой в стекло и
металл внутреннего убранства "врезается" кусок кирпичной стены
неправильной формы с торчащей арматурой. Полное ощущение взрыва. А
пребывая в таком интерьере, чувствуешь себя гроем очередного
"Терминатора". Этого эффекта и добиваются дизайнеры, с определенной
долей юмора создавая пародию на типовые эпизоды триллеров.
- Хай-тек
- (от high technology - высокие технологии), который также называли
рационализмом, появился в начале 1930-х. Хай-Тек приносит в интерьер
ощущение света и пространства, акцентирует внимание не на цветовой
гамме или рисунке, а на форме и фактуре архитектурных деталей и
предметов интерьера.
Хай-тек по-прежнему остается одним из актуальных стилей в дизайне жилых
и общественных интерьеров. Этот стиль, оформившийся в последней трети
XX в., возник из дизайна промышленных помещений, где все элементы
обстановки подчиняются функциональному назначению. Конструкционная
открытость, включение в визуальный ряд труб, арматуры, воздуховодов,
сложное структурирование пространства, излюбленные материалы: металл,
стекло, бетон – все это характерные черты стиля хай-тек. Элементы
индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили
дальнейшее развитие. Практически полное отсутствие декора здесь
компенсируется "работой фактуры": игрой света на стекле, блеском
хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной
древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные
современные синтетические материалы.
Помещения, оформленные в этом стиле, просторны, без каких-либо
орнаментов и прочих декоративных деталей на стенах. Белый цвет является
доминирующим, с добавлением нейтральных, бледных оттенков: кремового,
сизовато-серого и золотисто-желтого. Иногда базовым фоном служит
черный, а кое-где могут мелькнуть мазки бежевого или кофейного, а также
пастельного голубого, розового и зеленого цветов. Освещение - важная
часть интерьера, выдержанного в стиле хай тек. Забудьте о классических
люстрах, хрустальных подвесках, цветочных мотивах, разнообразных
фонариках и бронзе из дворца. Многочисленные встроенные
светильники в сочетании с каскадом небольших подвесных галогенных ламп
- вот что нужно. Причем подвесить их можно как на одном, так и на
разных уровнях. Главное условие - их простота и легкость. Струнные
светильники и различные натяжные системы - неплохая идея для тех, кто
отводит свету существенную роль в интерьере.
Натяжные системы позволяют моделировать пространство, привлекая
внимание к одним предметам и скрывая в тени другие. Используя струнные
светильники, можно визуально разделить помещение на функциональные
зоны, создав границу между кухней и столовой или между гостиной и
спальней, добившись при этом невероятной легкости и пластичности.
Софиты всевозможных конфигураций также весьма удобны и практичны. Они
одинаково уместны как в гостиной над диваном, так и в кухне над столом.
Торшеры с очаровательной россыпью галогенных лампочек выглядят
безупречно, хотя вряд ли при их свете можно читать. Наверное, их
назначение в другом - придать интерьеру некий шарм, сделать его
по-домашнему уютным. Часть осветительных приборов стоит утопить в
потолки, а часть разместить на столах и полках. Свет может быть разных
цветов: часто используются бледно-голубой или бледно-зеленый. Стены,
как и потолок, штукатурятся или же закрываются большими, по всей
поверхности, зеркалами - они будут отражать и рассеивать свет, а также
визуально увеличивать пространство дома. Эффект простора чрезвычайно
важен для создания нужного впечатления от интерьера.
Когда вы начнете приводить свое жилище в соответствие со
стилистическими принципами хай-тека, вы заметите, как органично будут
смотреться в вашей квартире современная телевизионная или акустическая
система, персональный компьютер, факс и другая оргтехника. Это
неудивительно, ведь именно стиль хай-тек - настоящий авангард
современной моды, неразрывно связанной с научным прогрессом, - идеально
подходит для оформления квартиры человека, идущего в ногу со своей
эпохой.
- Кантри— стиль, со множеством лиц: в зависимости от страны, чей колорит он
воспроизводит, могут меняться практически все декоративные элементы в
оформлении интерьера. Основной и неизменной чертой Кантри является
светлый, всячески приближенный к деревенскому дизайн. В мебели и
отделке помещений используются исключительно натуральные материалы:
дерево, камень и т. д. Стилю также свойственно обилие текстиля во всех
вариациях: текстиль на окнах, мягкой мебели, в виде украшений на стенах
Кантри в переводе с английского означает - деревня и
подразумевает ностальгию по тихому, простому и уютному загородному
быту, лишенному надуманности и вычурности. Немного романтичный, очень
уютный и комфортный он настраивает на приятное времяпровождение в кругу
семьи, спокойную и размеренную жизнь. Формы внутренних пространств
загородного жилья как бы сливаются с природой. Стилистика
кантри определяется комфортабельностью и целесообразностью.
Кантри - это, прежде всего, экологический дизайн. И отсюда -
натуральные строительные и отделочные материалы. Для пола - мощение
плиткой или декоративным камнем, массивные деревянные половицы,
например, из дуба, бука, ореха, клена. Для стен - декоративная
штукатурка, или сочетание фрагментов отштукатуренных стен с частично
сохраненной каменной или кирпичной кладкой. Для дерева предпочтительны
светлые тона. В оформлении стен подойдут и бумажные обои - с наивным
цветочным рисунком, неярким и тонким. Приемлем и металл - лучше, если в
виде состаренной, местами тронутой патиной бронзы или латуни. А вот
хромированный блестящий металл, как и высокотехнологичное стекло и
пластик лучше исключить. <Кантри> не исключает различные имитации
экологичных материалов. Главное, чтобы при этом не пропала основа стиля
- его "теплота".
Для стиля характерна многоцветность, но не яркая, а скорее густая,
сочная, чуть приглушенная. В цветовом решении преобладают натуральные,
чаще светлые и пастельные тона. Важен колористический баланс.
Аксессуары для стиля кантри чрезвычайно важны. Есть масса интересных
предметов: лампы с абажурами, фарфоровые статуэтки, посуда с
растительным орнаментом, - которые привнесут в интерьер столь ценное
ощущение тепла и уюта. Предметы крестьянского быта, такие как скатерти,
керамическая посуда или подсвечники, придают городской квартире особое
очарование. Цветы в горшочках или пышных букетах - непременный атрибут
интерьера, выдержанного в сельском стиле. Никакого яркого высокого
света. Освещение должно быть очень мягким, рассеянным: ближе к полу, в
углу, за стеной. Кантри - непритязательный,
домашний и очень уютный, символизирует устойчивость и надежность,
призван передавать дух деревенской жизни, где изысканность смешивается
с практичностью семейного уклада.
|
|
|